Семь дней, с 8 по 14 февраля, бойцы сводного отряда 159-й отдельной стрелковой бригады, которую возглавил командир батальона старший лейтенант Гукас Мадоян, отражали атаки превосходящих сил противника. Немцев сдерживали пара десятков бойцов и раненые. Эти люди навсегда остались на территории цеха. Известна точная дата их гибели. Этот день, с 13-го на 14-е февраля, — дата освобождения Ростова. Бойцы не дожили до этого события каких-то несколько часов.
Защитники литейного цеха пожертвовали собой ради того, чтобы их товарищи вышли из окружения. Они сковали действия группы преследования немецких войск. Это позволило не только прорваться остальным, но и не дать немцам вывезти со станции ни одного поезда с боеприпасами и продовольствием, а это три тысячи вагонов, 89 паровозов. С этих запасов весь Южный фронт — 300 тыс. человек и 200 тыс. жителей Ростова кормились. Бойцы стянули на себя штурмовые немецкие группы, облегчив тем самым советским войскам наступление.
Около 800 красноармейцев ранним утром 8 февраля 1943 года неожиданно для немцев перебрались по льду через Дон и захватили вокзал Ростова, который называли «воротами на Кавказ». Под контролем красноармейцев оказались три тысячи железнодорожных вагонов с награбленным в Европе продовольствием и боеприпасами. Но немцы быстро сообразили, что группа красноармейцев небольшая по количеству и налегке, с автоматами, поэтому им танками отсекли путь назад и взяли в плотное кольцо.
Больших жертв советским солдатам удалось избежать благодаря их командиру лейтенанту Гукасу Мадояну, проявившему в трагические минуты лучшие качества. С вокзала бойцы отступили и укрылись в зданиях мастерских Лензавода (так назвался РЭРЗ), с этой высоты они вели прицельный огонь по противнику.
Территория литейного цеха стала местом, где решалась судьба освобождения Ростова-на-Дону. Фашистские войска «зачищали» территорию вокруг Лензавода, теснее и теснее сжимали кольцо окружения. Атаковали оборонявшихся с земли и с воздуха, сбрасывая авиабомбы.
Когда боеприпасы подошли к концу, Мадоян принял решение уходить через подземные ходы мастерских. Прикрывать отход товарищеский остались тяжелораненые солдаты, которые не могли с ними идти. Немцы выжигали эти цеха огнемётами, как в Брестской крепости, боясь, что под завалами кирпича могут прятаться красноармейцы. Имена большинства защитников ростовской крепости неизвестны до сих пор.
Отряду Мадояна удалось уничтожить в боях более 300 гитлеровских солдат и офицеров, ещё около тысячи ранить и вывести из строя. Были уничтожены вражеский танк, 35 автомобилей и 10 мотоциклов. В результате обороны вокзала красноармейцы захватили 89 паровозов и свыше 3000 вагонов, причём в руках мадояновцев оказались гитлеровские эшелоны, перевозившие большое количество боеприпасов и других грузов.
Около 02.00 14 февраля 1943 года в Ростов-на-Дону ворвались соединения Красной Армии. Сопротивление гитлеровцев, остававшихся в городе, было подавлено. Ростов-на-Дону был освобождён. Указом Президиума Верховного Совета СССР 31 марта 1943 года Гукасу Мадояну было присвоено звание Героя Советского Союза. Интересно, что он стал одним из 20 советских военнослужащих, которых наградили медалью американской армии «За выдающиеся заслуги».
В 1968 году ему было присвоено звание почётного гражданина г. Ростова-на-Дону. Он регулярно приезжал в город на торжественные мероприятия, посвящённые военным датам. В его честь назвали улицу в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону. Гукас Мадоян ушёл от нас в 1975 году в возрасте 69 лет. В этом году к 80-летию Великой Победы Герою Советского Союза Гукасу Мадояну установят пятиметровый памятник в Железнодоржном районе на Рабочей площади.
Автором памятника является ростовский скульптор Нерсик Киракосян. Когда отливали памятник, работа шла легко. Как сказал рабочий: «Когда мы льём героев, металл заливается мягко и точно по форме».
Слава героям, вечная память.
Подходя к этой теме, просмотрела мои исходные, реал. Получила определённые подсказки. Моя работа в структуре Северо-Кавказской железной дороги находится территориально в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону. В непосредственной близости есть Дворец культуры железнодорожников и напротив — Ростовский электровозоремонтный завод.
Интересно, что же здесь происходило во время ВОВ. Искать долго не пришлось, 8 мая 2008 на территории завода открыли памятник воинам-освободителям, которые участвовали в ожесточенных боях на территории завода. Здесь в феврале 1943 года литейный цех паровозоремонтного завода (теперь РЭРЗ) стал ещё одной Брестской крепостью для советских солдат.